Ущерб экономике
После провозглашения в 1918 году Латвийской Республики отмечать Лиго в ее столице начали не сразу — война, немецкая оккупация, прочие неурядицы. Первое массовое празднование в Риге состоялось в 1925 году, тогда страна праздновала четыре дня.
Газета «Сегодня» описывала праздничное шествие: «Впереди двигался оркестр и с ним хор, бойко исполнявший традиционную ивановскую песню. Дальше медленно катился большой автомобиль Национальной оперы, на котором высилась усеченная пирамида, окруженная четырьмя пылающими жертвенниками и хором древнелатышских весталок в национальных костюмах».
Ансис Цирулис, «Янис» (1931)
Но столь продолжительный праздник понравился не всем.
Во-первых, четыре дня не выходили газеты — единственные тогда СМИ. «Явление совершенно ненормальное и, по нашему глубокому убеждению, не соответствующее интересам общественности. Западная Европа не знает подобного перерыва функционирования печати, этого нерва современной жизни», — писала «Сегодня».
Во-вторых, никто не работал.
«В течение целых четырех дней пульс экономической жизни был искусственно приостановлен. Непосредственный убыток государственного хозяйства от этого празднования, по приблизительной оценке, составляет 60 миллионов рублей. Убытки же народного хозяйства не поддаются учету. Приостановилась деятельность промышленности, торговли, транспорта и банков — словом, вся хозяйственная жизнь городов замерла. В течение этих дней прекратились все обороты внешней торговли, оборвались все нити, связывающие нашу страну с мировым хозяйством. Едва ли иностранный деловой мир зачтет нам это в плюс», — писал в той же газете профессор М. Зив, оценивая ущерб по старинке, в латвийских рублях.
Līgo vakars „Ezerkleišās”. Šķibes pag., 1935.gada 23. jūnijs. Autors nav zināms.
«Мы позволяем себе выказать надежду, что этот урок не пройдет даром и что в самое ближайшее время будет у нас пересмотрен вопрос о числе праздников, которое по сравнению с другими государствами у нас чрезвычайно велико», — заявляла редакция газеты.
Однако в дальнейшем, особенно во времена Карлиса Улманиса, количество праздников, показывающих силу латышского духа, только увеличилось. Но Лиго всегда было самым главным.
|