Когда шестнадцатому по счёту президенту США Аврааму Линкольну (занимавшему пост с 1861 по 1865 год) положили на стол предварительный проект закона, направленного на борьбу с производством и употреблением алкоголя, он бескомпромиссно заявил: «Законы, направленные на запрет чего-либо, идут вразрез со всеми идеалами, которые отстаивает правительство этой страны». И надо отдать должное политику — он был прав на все сто!
Полвека спустя злополучный «сухой закон» всё же был принят. Так с 1 июля 1919 года на территории США была полностью запрещена продажа спиртных напитков, а 17 января 1920 года вступила в силу Восемнадцатая поправка к Конституции, запрещавшая производить, продавать и перевозить алкоголь.
Но, как известно, любое действие порождает противодействие. Спрос на горячительные напитки стал расти день ото дня. И даже тот, кто прежде не проявлял никакого интереса к дьявольскому пойлу, после введения запрета начал регулярно прикладываться к бутылке.
Антиалкогольные меры не просто были непопулярны, они вызывали повсеместное и практически единогласное негодование. Более того, их последствия оказались поистине катастрофическими — резкий скачок уровня организованной преступности изрядно пошатнул экономику «богом избранной страны».
надпись на банере "Я не верблюд - я хочу пива"
протесты против сухого закона
Единственная отрасль, что процветала в США во времена «сухого закона» — бандитизм.
Растущие как на дрожжах гангстерские группировки стали стремительно наживаться на контрабанде и подпольной торговле алкоголем. Всё это открывало неограниченные перспективы и возможности для организованной криминальной деятельности и развязывало руки вездесущим мафиозным структурам.
Знаменитый бутлеггер Чарльз Биргер и его банда
Саботаж неугодного закона наблюдался по всей стране, но именно в Чикаго он достиг самых ошеломляющих масштабов. Нелегальная продажа спиртного позволяла в очень короткие сроки сколотить баснословный капитал. Бутылка виски, купленная за пределами США, пересекая границу, приносила десятикратную прибыль. На этой ситуации наживались самые ловкие и предприимчивые дельцы.
Водная контрабанда алкоголя
Народ быстро смекнул, что за пару дней, проведённых у самогонного аппарата, можно заработать больше, чем на заводе за месяц. Таким образом вчерашние работяги с неподдельным рвением взялись за освоение новых профессий, носящих весьма необычные названия: муншайнер (moonshiner) и бутлеггер (bootlegger).
Муншайнер — подпольный самогонщик, что по ночам, при свете луны занимается изготовлением кустарного виски и других крепких дистиллятов. Бутлеггер — контрабандист, доставляющий в страну запрещённое зелье через океан или через канадскую границу.
муншайнер (самогонщик)
Женщина бутлеггер - фото предоставлено
sassik
мужчина бутлеггер
Было и ещё одно новомодное словечко в этом списке — спики́зи (англ. speakeasy "говори лёгко") — нелегальные питейные заведения или клубы, где под видом чая или кофе подавались крепкие алкогольные напитки.
Спикизи - нелегальные питейные заведения времен "сухого закона"
Некоторые государственные заводы страны ещё продолжали выпускать алкоголь, но это были уже микроскопические партии — вино для церковных нужд, плюс виски для «врачебных целей» — такой виски отпускался в аптеках строго по рецептам. Склады с легальным спиртным охранялись вооружёнными солдатами, однако, это не спасало их от постоянных нападений и грабежей. Фуры перевозчиков спиртного обчищали чаще, чем поезда в период золотой лихорадки Дикого Запада.
Влияние гангстерских кланов стало настолько неоспоримым, что даже политическая структура попала под их контроль. Чикаго превратился чуть ли не в столицу североамериканской мафии, где вся полиция была куплена — это и сделало город одним из самых коррумпированных и развращённых в США.
Так в 1928 году с благословения мафиозных боссов произошло очередное триумфальное переизбрание мэра Чикаго — Билла Томпсона по прозвищу «Большой Билл». Не сложно догадаться, что правоохранительные органы и суды купленного мэра были более, чем лояльны к нарушителям сухого закона.
Мер Чикаго Билл Томпсон
Сам же Большой Билл частенько поговаривал, что он «никогда не просыхает, как середина Атлантического океана».
В подтверждение вышесказанному сохранилась одна забавная история о том, как мэр отмечал своё переизбрание. Политик устроил массовую нелегальную попойку на палубе собственного корабля, пришвартованного в городской гавани. Количество разгорячённых гостей и спиртного было так велико, что судно перевернулось и утонуло. Осталась памятная фотография, где мокрый и в стельку пьяный достопочтенный мэр выползает на берег, сжимая в руках початую бутылку виски.
Мер Чикаго Билл Томпсон
продолжение следует...
про сухой закон можно почитать здесь у меня в журнале
Аль Капоне , "сухой закон" часть 1
Аль Капоне,"сухой закон". Война гангстеров. Часть 2
Аль Капоне "Сухой Закон ч.3 Становление силы
Аль Капоне "Сухой Закон" ч.4 Попытка переворота.